Кавказский дневник 11: дорога Ереван — Тбилиси

С утра встречались с грузинской журналистской. Очень спешили, потому что должны были выезжать в пол первого. Отъезд задержался на час. Оказалось, что едем вместе с какими-то польскими студентами (также учатся в Варшавском Университете). Двое приветливых, двое неприветливых. Разговорились. Было приятно поговорить по-польски. Поляки немного офигели, когда Арменак, тоже знавший польский, начал их расспрашивать «А сколько дней были в Армении? Что делали?» Притом, он спрашивал их из обычного интереса, но они как-то напряглись, уж больно необычна была картина армянина, говорящего на польском и совершенно случайно встретившегося при отъезде из страны.

Рассуждения об армянах, грузинах и модернизации на Кавказе и ни одного фото под катом.

Оказалось, поляки путешествовали по всей Армении. Жили в палатках, а в Ереване закупались продуктами. Выглядели как настоящие походники — измученные, грязные, но с удовлетворением в глазах.

На выезде из Еревана — какая-то умопомрачительная резиденция местного строительного барона.

Ереванская долина очень красива. Облака, буквально нависающие над равниной – затем Лори (смена ландшафта), затем долина реки Дебед. Переехали Малый Кавказ. Город Алаверды выглядит мрачно. Расположен в долине Дебеда. Несколько километров идет узкая полоска промзоны. Сам завод работает, но от многих цехов остались только стены. Сталкер-style.

Граница с Грузией. Выглядит так, как будто въезжаешь в США — форма, металлоискатели как в аэропорту, аппаратура homeland security. Пограничники улыбчивые и доброжелательные. Если бы не 50 лари (30 долларов) за визу (а еще пару недель назад, до 1 сентября было в два раза больше), то тогда бы вообще отлично было.

Пограничник опросил меня, сам заполнил за меню визу и попросил подписать (по идее я сам должен заполнять). Потом принял деньги и спрашивает «У вас украинская фамилия?», говорю: «Да, но я русский». Пограничник с наивностью ребенка: «Стыдишься фамилии?» — «Нет, горжусь» — «А почему украинская?» (тут долгая тема про Брянскую область и национальную политику по переписыванию одних фамилий в другие и т.д.). Закончили тем, что политика – грязное дело. Я говорю – ну да, если бы не политики, не пришлось бы визу получать. А парень мне – а грузинам вообще нельзя в Россию приехать (кстати, только недавно открыли сухопутную границу и авиасообщение).

Водитель маршрутки, армянин, восхищался либеральным режимом с гаишниками в Грузии. Говорит, у нас в Армении на каждом углу подстерегают, чтобы штраф снять, а в Грузии вот уже 4 года ни разу штрафа не платил. И действительно, через какое-то время армянские полицейские остановили нашу маршрутку за пересечение одинарной сплошной и сняли с водителя 5000 драм (реальный штраф стоил 30000 драм) — около 15 долларов. В Грузии ничего подобного не было замечено. Либерализм в этом плане достигает даже несколько вредных масштабов – не следят и не штрафуют за непристегнутый ремень (что стоило бы делать, потому что это реально важно). Рядом с границей встретили собаку настолько голодную, что она буквально заглатывала хлеб, даже не прожевав.

Рассказ водителя маршрутки натолкнул на размышления про то, что пример Грузии может стать заразительным для республик Северного Кавказа. Тогда это будет проблема для федералов – возможно поэтому так и мочат Саакашвили. Согласно моим наблюдениям, модернизация в Грузии идет более успешно (впрочем, при некоторой потере суверенитета), чем в других республиках Южного Кавказа, не говоря уже о национальных республиках Северного Кавказа. И тут встает вопрос о приоритетах: модернизация или самобытность/суверенитет. А потом еще следует разделить этот вопрос на «кажущийся / реальный». И снова вопрос — что эффективнее — модернизация «с более низких позиций и в маленькой стране» или «с более развитых позиций, но в большой консервативной системе»?

Мысли про армянина – образ армянина – это неутомимый странник-торговец, мчащийся на своей старой машине доверху набитой фруктами. Может быть не очень чистоплотен, но зато трудолюбив донельзя. Образ грузина – скорее строитель-созидатель, немного ленивый, любящий выпить, но и поразмыслить тоже горазд.

Приезд в Тбилиси – встретил папа Лали на «копейке» 1973 года, выглядящей так, будто она только что сошла с конвейера (все блестит, ни следа коррозии, внутри тоже блестящий салон). Квартира большая, просторная. Очень приятная мама – из Украины, прекрасно говорит и на русском, и на украинском, и на грузинском. Она врач и постоянно раздаются звонки от пациентов. Татьяна постоянно дает им какие-то советы. Два попугая и пекинес. Пекинес лает, чтобы его погладили. Застолье, тосты один за другим, очень вкусная еда. Баклажаны и что-то еще. Лимонад «Натахтари».

  1. 12.09.09 Тбилиси, ночь, приземление
  2. Тбилиси в районе Марджанишвили, 13.09.09
  3. Джвари и Мцхета, 13.09.09
  4. дорога Тбилиси – Ереван, 13.09.09
  5. Эчмиадзин, 14.09.09
  6. Ереванский вернисаж, 14.09.09
  7. Ночной Ереван, 14.09.09
  8. Дневной Ереван, 14.09.09
  9. Гарни и Гехард, 15.09.09
  10. озеро Севан, 15.09.09


LiveJournal
Comments are closed.
Подписаться на ленту Профиль на Фейсбуке Русскоязычный Твиттер ЖЖешечка Наверх!