Итоги недели на «Радио Свобода»

В связи с не очень большим опытом радиоэфиров, участие в программе «Итоги недели» получилось не очень впечатляющим. В любом случае, даю линки на запись:

UPD: Повесили транскрипт.

Дмитрий Волчек: Наш гость Алексей Сидоренко сделал математический расчет, дабы определить, были ли фальсификации на выборах. Алексей, добрый вечер. Расскажите, что и как вы подсчитывали.

Алексей Сидоренко: Добрый вечер. Я занимаюсь электоральной географией и после каждых проходящих выборов я просто из собственного интереса считаю корреляции голосования за различные партии и между различными показателями, которые можно получить на этих выборах. Я стал считать, соответственно, корреляционную связь, коэффициент корреляции между голосованием за «Единую Россию» и явкой на выборы. Что получилось? Получился очень высокий коэффициент корреляции — 0,9 — это почти линейная зависимость. Если посмотреть всю выборную историю России, начиная с марта 91 года, это самый высокий коэффициент корреляции между явкой и голосованием за кандидата или за партию от власти. Потому что даже на выборах 2004 года этот коэффициент составил 0,7; на выборах 99 года этот коэффициент составил 0,57, что говорит, что это почти повсеместно там, где была повышена явка, было повышенное голосование за «Единую Россию». Многими авторами упоминается этот метод для выявления действительно очень странных параметров голосования. Потому что если есть какое-то нормальное значение и если этот коэффициент корреляции выше на протяжении достаточно долгого времени, то это вызывает серьезные сомнения. Хотя, конечно, после тех историй, когда в Мордовии каким-то образом получается 109% голосования за «Единую Россию», слово «подозрительный» к какому-то коэффициенту, корреляции между явкой и голосованием за «Единую Россию» меньше относится.

Дмитрий Волчек: Геннадий Зюганов сказал, что то, что творилось на этих выборах, не имеет аналогов в истории России, что есть зоны тотальных фальсификаций, районы, где вообще не считали голоса, а просто писали в протоколы, сколько надо. Как вам кажется, Алексей, так и было или преувеличение все-таки?

Алексей Сидоренко: Мне кажется, что в республиках Северного Кавказа такое вполне могло произойти. Потому что многие говорят, что катаются на лыжах где-нибудь в Кабардино-Балкарии, а в течение всего дня должны быть выборы. Рассказывал человек, который жил в гостинице, где расположен избирательный участок: говорит, ни одного человека не было в течение дня. Потом оказалось, что по этому участку проходит 99% явка. Конечно, я соглашусь с Геннадием Андреевичем в этом плане, что в некоторых регионах, я не говорю, что во всех так называемых контролируемых республиках это происходит, но мне кажется, что в некоторых регионах это есть. Это особенно опасно, потому что как раз в кавказских республиках мы с помощью голосования могли бы узнать, как действительно местное население относится к российской власти. А пока рисуются результаты, власть не получает соответствующего отклика и это содержит в себе определенные риски.

….

Дмитрий Волчек: Да, особенно в Чечне. В интернете появились любопытные данные по голосованию в Долгопрудном. Видели вы эти документы? Наблюдатель, который работал на выборах, выложил.

Алексей Сидоренко: Да, конечно. Мало того, я его лично знаю и считаю, что ему можно верить. Он действительно известен своей скрупулезностью, но не буду, пожалуй, называть его имя без его разрешения. Но я хочу сказать, что действительно, что бы различить такие маленькие фальсификации на каждом уровне, нужен очень острый взгляд. Мне кажется, оппозиционным партиям, всем оппозиционным движениям для какого-то развития демократического процесса в России нужно на следующих президентских выборах особый интерес и особое внимание уделить деятельности наблюдателей. Если даже победить не удастся, то надо показать, что общество достойно и готово защищать свои интересы. Потому что это просто неуважение со стороны власти, когда нагло рисуются результаты. И пусть оппозиция не выиграет, но по крайней мере, интерес общества в этом плане она точно отстоит и докажет свою полезность в итоге.

Дмитрий Волчек: Такое у меня чувство, что никто не понесет никакой ответственности. Мы уже говорили про КПРФ, я хочу спросить Алексея Сидоренко: все-таки как эти фальсификации распределялись по партиям? КПРФ, получившая 11% голосов, почти 12, считает, что больше всего пострадала она, что именно у нее отбирали по максимуму. По вашим прикидкам, это правда?

Алексей Сидоренко: Вообще по поводу КПРФ я бы сказал так: что же им жаловаться, потому что они набрали 10 дополнительных мандатов по сравнению с предыдущей думой. В определенном смысле их претензии достаточно интересные. С одной стороны, им мало, с другой стороны и так набрали больше, чем было в предыдущей думе. Но здесь действительно, на мой взгляд, они получили меньше, хотя доказать это невозможно. И меня, кстати, волнует вопрос: оставим какие-то лояльные Кремлю центры социологических исследований, но, однако, возьмем хотя бы прогноз Левада-центра, который был сделан и он совпал очень близко с фактическими результатами этих выборов. И в какой-то степени придает определенную легитимность этим выборам, с одной стороны. С другой стороны, он заводит нас в такую конспирологическую петлю, когда думаем — неужели и Левада-центр тоже играет на стороне Кремля? Но я хочу сказать, что я честно ожидал, что либеральные партии наберут больше. И КПРФ наберет возможно не 5% дополнительно, как они говорят, но около 15 наберут честно. Я ожидал, что СПС при такой резко протестной кампании все-таки пройдет в думу, учитывая их связи с достаточно крупными представителями госкорпораций.

Слушатель: Добрый вечер. Вы знаете, по теме фальсификаций я ничего не скажу, я забежал, проголосовал и все, ничего особенного не видел, хотя везде все было обклеено плакатами за «Единую Россию», за Путина. Я вот что хотел бы спросить вас, если такое возможно: я в ужасе от того, что мы погружены сейчас в эту эру «Единой России». Хотелось бы понять, насколько, ваши ощущения, на 20-30 лет мы погрузили или может быть больше, может быть это будет 50 лет отступления назад?

Дмитрий Волчек: Вопрос, на который, наверное, нет ни у кого ответа. Алексей, что вы думаете?

Алексей Сидоренко: Вообще, мне кажется, да, мы подходим к циклу, к концу демократического цикла так называемого. Если вы посмотрите динамику голосования за партию власти, вы увидите, что она высока как никогда. Если, следовательно, на следующих выборах президента мы получим действительно большой процент. Но в чем зависимость? Действительно, в России зима сменяется оттепелью, и политическая зима определенно наступает. Однако потепление климата характерно не только для климатических процессов, но и для политических. Я так чувствую, что это новая политическая зима в России не будет такой же продолжительной, как предыдущая. Я думаю, где-то максимум 10-15 лет, потому что все-таки люди не те, другие технологии. И конечно, никто не будет терпеть 20-25 лет такого неуважения со стороны власти, полуавторитарного или авторитарного доминирования какой-то одной партии. Причем, когда пропаганда просто превышает любые разумные пределы.

Дмитрий Волчек: Сколько ей добавили, как вы думаете? Говорят, что 20%. Может такое быть? Кстати, Вадим Соловьев говорил, что добавляли и «Справедливой России» тоже, которая не преодолевала семипроцентный барьер.

Алексей Сидоренко: Я хочу сказать, что «Справедливой России» скорее всего не добавляли, Все-таки КПРФ конкуренты со «Справедливой Россией», на одном поле, поэтому здесь я бы не стал особо господину Соловьеву верить. Однако, действительно, у «Единой России» на прошлых выборах было 34%. Я считаю, что при всех тех контролируемых СМИ, которые у них были в этот раз, при полной зачистке, ликвидация партий, зачистка гражданского общества и в целом тревожных сигналов, когда любые неподконтрольные бизнес, представители гражданского общества, они сразу получают уголовные дела, давление и преследования, мне кажется, они все-таки при таких условиях могли получить 55%. 64%, я честно, не верю, но 55-58% — вот что было у «Единой России» на этих выборах.

Слушательница: Добрый вечер. Я голосовала за «Яблоко», я за них всегда голосую. Но я не верю в то, что были большие фальсификации. Потому что не надо обольщаться. Я не сомневаюсь в том, что сколько-то процентов подкинули «Справедливой России». Народ голосовал за партию начальников. Русский наш народ всегда голосует за тех, на кого ему указали. И вы сами знаете, какая была до этого пропаганда. И какая-то ткачиха, кажется, выступала и призывала истерически: дяди, тети, помогите нам, не нарушая конституцию, тем не менее, оставить Владимира Ясно Солнышко. И все встали, аплодировали, как во времена Брежнева. Поэтому не надо думать о том, что опять где-то есть враги. Это наш народ сам себе враг.

Алексей Сидоренко: Я совершенно согласен, что не стоит обольщаться. Потому что нам все-таки предстоит как достаточно молодой демократии, как любят говорить в Кремле, но действительно все-таки от населения требуется больше усилий в противостоянии всему тому, что происходит в тоталитарном государстве. При том, что не стоит все валить на Кремль, потому что тот политический класс, который пришел к власти, который осуществлял массовые фальсификации, массовые вбросы, его без четкого ограничения со стороны общества уже не остановить никому, прежде всего Кремлю. Потому что как только это началось, они почувствовали вкус власти, и только общество может их остановить, никто кроме него.



LiveJournal
Comments are closed.
Подписаться на ленту Профиль на Фейсбуке Русскоязычный Твиттер ЖЖешечка Наверх!