Смоленск
Посетили вчера Смоленскую область. Примерное содержание таково:
- Мемориальный комплекс в Катыни — натура перед к/ф Вайды и к дню памяти жертв полит.репрессий
- Смоленск: лучше, чем Тула, Рязань и Калуга, на уровне Владимира и Ярославля
- На злобу дня: к/ф «1612»
Мемориальный комплекс в Катыни — натура перед к/ф Вайды и к дню памяти жертв полит.репрессий
Поезд из Москвы прибыл в 6:47. Особенность Смоленского вокзала — надпись «Смоленск» дублируется и на латинице «Smolensk» — весьма примечательная деталь, которую я мало где видел.
Сразу от ж/д вокзала автовокзал — полчаса до Катынского мемориала. На подъезде к мемориалу:
Катынский мемориал разделён на две части: российскую и польскую.
Как известно, нквдешники мочили всех врагов революции без разбору.
В российскую часть инвестировано гораздо меньше, чем в польскую — только несколько могил. У поляков — полноценный мемориал. У нас — только декларация о намерениях:
Доминантная часть польского мемориала — стена с фамилиями расстрелянных офицеров:
На выходе из польской части мемориала:
Самая главная деталь — катыньские берёзки. Основная историческая особенность — они были посажены нквдешниками, чтобы скрыть массовые захоронения. Лес в основном сосновый, поэтому все берёзы которые здесь растут — посажены рукотворно.
Производит впечатление и музей. Приказы о расстрелах, вердикты сталинских троек. Но самое впечатляющее — кляузные статьи в СМИ против врагов народа и то, как показательные суды и казни освещены в СМИ. Исторические аналогии с происходящим сейчас более чем явственные.
Смоленск: лучше, чем Тула, Рязань и Калуга, на уровне Владимира и Ярославля
Первое, что бросается в глаза — агитационные материалы предстоящей кампании в ЗС. Агитка СПС:
ЕР. Понятное дело, единоросовская реклама превалирует везде. Лозунг «Голосуй за Юхименко — сохрани будущее». Фраза «Сохрани будущее» поражает своей безысходностью.
Центр Смоленска ухожан и оставляет приятное впечатление — если сравнивать с рег.центрами регионов вокруг Москвы, Смоленск на уровне моего любимого Ярославля и даже получше Владимира, точно опережает Тулу, Калугу, Рязань.
Сразу после возвращения из Катынского мемориала стали искать ресторан, чтобы позавтракать. Географический опыт подсказывает — самое лучшее место в плане еды должно быть рядом с обл.администрацией. Интуиция не подвела — попали в очень милое место «Русский Двор».
«Русский Двор» — это фастфуд по-русски (кстати, позднее мы обнаружили ещё несколько ресторанов, входящих в эту же сеть). Анджея больше всего порадовало, что в меню фастфуда наличествуют алкогольные напитки и даже водка. Интерьер очень порадовал:
А учитывая цены (300 рублей полноценного обеда на троих), то впечатления от «Русского двора» только самые приятные.
В парке «Лопатинский Сад» гуляют бегемоты:
Пруды рядом с крепостной стеной совсем-совсем европейские:
На злобу дня: к/ф «1612»
Решили восстановить свой патриотический баланс и сходить на 1612. Не получилось. Геополитические коды более чем явственные: мусульманин с совсем не-татарским именем — лучший друг главного героя. Напоминает голливудский ход — чёрный лучший друг-помощник белого главного героя. «Аллах-акбар» оставляет весьма двусмысленные коннотации.
Католики, и поляки в частности, судя по фильму враги. Но испанцы — нет, т.к. они далеко. Испанец Альваро — эдакий модернизирующий элемент, позволяющий холопу Андрейке почувствовать себя человеком. Фильм, очевидно делался впику Качиньским в дополнение к торговым войнам, но эффект оказался сниженным из-за того, что Хотиненко и его полит.консультанты не предусмотрели осенние польские выборы в парламент.
Ну и наконец, единорог — символ самодержавной власти, он же фаллический символ (мужская сила, крепкая власть из одного источника), приходящий на Русь и снимающий смуту. Аналогия 90-х и смутного времени также видна без особых усилий.
Непонятен сюжет про выборы царя. Выбирали одного, написали ему липовую родословную, а потом выбрали вообще третьего. Притом основной интерес бояр, чтобы будущий царь не стал их преследовать за прошлые преступления. В общем, вся легитимность, которая у Романова была фильмом подрывается.
И, наверное, стоило с этого начать: фильм совершенно не исторический: какая-то Ксения Годунова, Пожарский без Минина, несуществующий город Наволок, у польских гусар крылья не производят устрашающего шума.
Так что «1612» — ещё одна монетка в копилку пропагандистского кино в лучших советских традициях. Но самое грустное, что вместе с нами в смоленском кинотеатре «Современник» почти подавляющее число посетителей составляли школьники, которые пришли с учителями. Соответственно, привели они их по разнарядке сами-знаете-какого-партийного-органа.