Правительство Москвы и открытые данные — пока только такси?

Правительство Москвы выложило API для доступа к данным по зарегистрированным такси.

Решение дает жизнь множеству стартапов, ориентирующихся на мобильном заказе такси. Прошлую неделю провел в Москве и достаточно часто приходилось пользоваться такси. И тут ситуация следующая — нелегалов очень много (в 3 часа ночи где угодно протягиваешь руку, слетаются минимум три машины), зарегистрированных мало и цены у них значительно дороже. При этом, многие фирмы дошли до весьма высокого уровня организации — высылают СМС с номером, именем и телефонным номером, и что меня совсем удивило — стоимость поездки, чтобы у водилы-бомбилы был некоторый контроль. Впрочем, когда система лежит (а такое бывает), то водила-бомбила может назвать любую цену.

В Польше ничего такого нет: нет ни СМС с именем и номером водителя, нет стоимости оплаты, даже не присылают СМС, когда такси подъезжает под дом. Почему? а) потому что, как правило, такси не опаздывают, и объявленное время означает объявленное время — просто спускаешься вниз и машина стоит, подтверждения не нужно; б) официальные таксисты все ездят со счетчиками.

Т.е. в России все технологические излишки операторов такси компенсируют банальную человеческую/институциональную черту — честность. Можно сказать, что технологические излишки создают хоть какие-то институты повышения честности и прозрачности для таксистов.

Но, проблемы с такси и государственными открытыми данными следующая:

  • Такси позволить могут далеко не все жители столицы
  • Такси не решают транспортную проблему Москвы (как известно, если мы из уравнения вычеркнем системную проблему плохого планирования московских автомагистралей, транспортную проблему решает наземный общественный транспорт и велосипеды — и то велосипеды в очень ограниченный период московской жизни — с апреля до сентября).
  • В Москве до сих пор нет четкого расписания и маршрутизации наземного общественного транспорта (есть только странные интервалы курсирования) — а именно это является первостепенной задачей, в которой открытые данные могли бы помочь по крайней мере решить с правительством. И, в отличие, от такси — наземный транспорт напрямую входит в компетенцию правительства. Сколько у нас автобусов/троллейбусов? Где карта маршрутов автобусов/троллейбусов?

Очевидно, что заинтересованность именно такси объясняется наличием четких финансовых интересов, стоящих за реформой такси в городе. Но при этом, мэрия должна заниматься в первую очередь тем, чем не занимается рынок — а именно обеспечением массового общественного транспорта. И выбор API для такси, равно как и выбор строительства второго круга метро (Полежаевская — Динамо) на западе (где это поднимет цену и так элитной недвижимости), а не на Востоке, где, как известно, находится самая перегруженная станция Москвы — Выхино, отражает систематическую ошибку в видении мэрии своих задач и своей миссии.

Впрочем, учитывая, что существующая мэрия не является выборной, а назначенной, и источник своей легитимность лежит не среди населения, а среди того (тех), кто назначил Собянина.

PS: на прошлой неделе встречались в департаменте информации г.Москвы и как раз обсуждали проблему открытых данных. Мы с Гришей Асмоловым и Настей Севериной предложили свои идеи, как сделать город лучше. Если они не будут озвучены, то я их тут опубликую, чтобы хотя бы общественность могла бы немного поразмышлять.



LiveJournal

Comments

Московское правительство планирует открыть ещё больше данных. Тех, кто интересуется разработкой приложений на из основе, приглашаем принять участие в конкурсе Apps4Russia — 2012. http://infoculture.ru/projects/apps4russia/

posted by Ярослав Быховский on 04.23.12 at 11:44
Comments are closed.
Подписаться на ленту Профиль на Фейсбуке Русскоязычный Твиттер ЖЖешечка Наверх!