История подтасовок на выборах — к слову о Матвиенко
Представляется будто многое из того, что прошла Польша, происходит и в России.
К вопросу о Матвиенко — как мы знаем цифры поддержки за 90% — это центральная Азия, а именно полный фарс, вбросы и фальсификации. Верить этим цифрам смысла не имеет, и я думаю, вопрос о том, верить или нет, даже не стоит.
Вспоминается польская история с референдумом 1946-го [pl] и выборами в Сейм 1947-го [pl]. В отличие от сегодняшнего времени, фальсификации доказаны, т.к. открыты архивы польских спецслужб.
Набор фальсификаций почти тот же, что и сейчас:
- не совсем джерримендеринг, но близкое по технологии: на уровне границ государства — разные требования для избирательных округов: 90 тыс.избирателей для консервативных «старопольских» регионов, и 30-40 тыс. избирателей для более про-коммунистических западных регионов. При этом в новых регионах, как показывают архивы, около 40% были завербованы КГБ
- не допуск около 20% представителей PSL (единственная допущенная к выборам оппозиционная партия) к участию в выборах (часть пээсельцев заключено под стражу)
- ограничен тираж основного печатного органа PSL, и ограничены каналы агитации
- Вбросы бюллетеней и откровенное «рисование» результатов
В 1947-м победил Blok Stronnictw Demokratycznych (БСД) — блок про-коммунистических партий с результатом 80,1%. PSL утверждало, что набрало 63%, притом, что реальные данные в Кельцах показали победу PSL c результатом 50-60%. Однако, нарисовали PSL — только 10%.
Радует только то, что на некоторых участках, гражданам удалось установить такой контроль, что фальсификации с бюллетенями стали просто невозможны — и на них PSL выиграло, даже несмотря на худшие условия в плане агитации.
Урок 47-го говорит россиянам следующее — если правильно организовать контроль за выборами, то даже несмотря на контролируемые медиа, победа альтернативных кандидатов возможна.