Колонка Рогова по соц.сетям и политике в Новой Газете
Кирилл Рогов написал колонку по соц.сетям в «Новой Газете». В основном описание, но есть четыре момента, которые важны:
сети лишают авторитарные режимы монополии на коммуникацию. Главное оружие современных авторитаризмов — телевизор — вступает здесь в эру своего заката. Разумеется, влияние и охват его еще значительно превосходит сети. Но — монополия подорвана, и в какой-то момент, как это было в Тунисе, некое событие, несмотря на информационную блокаду, как искра проносится по сетям, становится общенациональным трендом. И ситуация вмиг переворачивается: в блокаде оказываются уже те, что сидят в телевизоре, ибо все, что они ни скажут теперь, рассматривается как заведомый и злостный обман. А монополия на «настоящую» информацию переходит, наоборот, к сетям, которые превращаются не только в информатора и агитатора, но и в стихийного организатора. Ситуацию усугубляет то, что полицейские, армейские полковники и даже министры мечтающего сбежать куда-нибудь правительства, как выясняется, тоже давно сидят в сетях и черпают оттуда картину происходящего.
Читаем разбор под катом
Тезис о лишении монополии на коммуникацию далеко не нов. И Гриша Асмолов, и Марина Литвинович (у нас) писали об этом давно. Западные эксперты — еще раньше. Заслуга Рогова в том, что он продолжает тезис и говорит о том, что «настоящая» информация переходит к сетям. Это действительно важно.
Рогов также подитоживает эффекты соц.сетей:
Но коварство сетей для авторитаризмов заключается, во-первых, в том, что граница между публичным и личным здесь принципиально отсутствует. Не только личное становится публичным, но и публичное вдруг неожиданно начинает переживаться как глубоко личное.
+1. Хорошее наблюдение.
Во-вторых, сети преодолевают традиционные иерархии, отрицают их.
Здесь стоит, что сети при этом создают собственные иерархии. И, в частности, создание иерархий — черта именно российского сегмента Интернета. Мало где можно найти такую одержимость рейтингами, а следовательно иерархией. Как часто можно услышать «Элита Рунета». «Элиту американского интернета» едва ли где-то можно встретить. Вряд ли кто-то считает Тима Бернерса-Ли или Винта Серфа за элиту Интернета…
И наконец, сети трактуют свободу как элемент личного бытового комфорта. Трюк в том, что сети освобождают людей прежде всего от неуверенности, закомплексованности, неумения ориентироваться, от недостатка общения и информации, а заодно уже — в пятую очередь, как выяснилось, и от авторитаризмов. В общем, сети не влезают в старый «потребительский» контракт. Ход за авторитаризмами.
Я думаю, с этим имеет смысл согласиться.