Великий Устюг
Мама прислала фотографии из недавней поездки в Великий Устюг (Внимание, ударение на «У», не на «Ю»). Не то, чтобы мама была большой фанаткой лужковских проектов по региональному брендингу, просто она оттуда родом. Не помню писал, несмотря на мою московскую самоидентичность, у меня две малых родины — Вологодчина (ветвь по маме) и Брянщина (ветвь по папе).
Устюг — форпост во многих смыслах. Южный форпост для поморов. Помнится, в Архангельске, поморы убеждали меня, что мол Устюг был на южной границе поморской колонизации. С другой стороны, Устюг — форпост северный для ростово-суздальских князей. Форпост и в том смысле, что местные земли (не всегда сам город) дали России известных первооткрывателей — Дежнёва, Хабарова, менее известных Атласова, Шилова, Булдакова (директор Российско-Американской Компании, описывается в «Записках моряка» Унковского.). Наконец, устюжане гордятся своим «почти земляком» Пятиримом Сорокиным, который был устюжанином лишь по отцу и бывал в городе наездами.
Фотография, как нельзя лучше отражающая характер Русского Севера:
По преданию, в Устюге есть дом, якобы принадлежавший моему пра-пра-пра-дедушке, работавшему главным казначеем Великого Устюга. По словам мамы, «То ли весь, то ли это была казенная квартира при банке».
Фото особняка, а также Вотчины Деда Мороза и других достопримечательностей под катом.
А вот уже и «Вотчина». Несмотря на искусственность, говорят, реально даёт местному населению импульс: