Трансконтинентальная магистраль
Вчера прошла пресс-конференция о готовящейся 24 апреля конференции «Мегапроекты Востока России», на которой будет обсуждаться, в частности, проект создания трансконтинентальной магистрали — Сибирь — Аляска (с тоннелем длинной более чем в 60 км.) (международное название ТКМ — World Link)
(большая картинка)
В Аляске идею поддерживают (особенно губернатор, который одержим этой идеей), однако в Федеральной Комиссии Ж/д транспорта США вообще не участвуют в дискуссии.
У нас тоже, по данным РБК, транспортники эту идею вообще никак не комментируют.
Идея стара, поднимается с конца ХIX века, последний раз звучала в 2001-м году. С другой стороны, с учётом новых реалий она приобретает новую окраску. Учитывая конкурирующий транспортный переход «Великий Шёлковый Путь», который планирует Китай и Центральноазиатские Республики (он короче, теплее, южнее и может быть создан в более короткие сроки), то трансконтинентальному корридору на основе Транссиба это бы определённо добавило бы преимуществ, позволив сделать один из Сибирских городов действительным межконтинентальным транспортным хабом. (на пересечении Транссиба и вот этой гигантской магистрали Сибирь — Аляска.
С другой стороны, если отбросить пелену с глаз против достоверности этих планов: 1) в Красноярском докладе вообще ничего про это нет, 2) экономическая целосообразность не очевидна (слишком велики издержки — фактически это зарывание денег в землю, причём далёкую), 3) дефицит всего — мощностей, кадров, потенциала. Кто и на чём будет работать — непонятно. Плюс мне не верится, что проект осуществим за 12 лет (или даже 15-20 лет) и за 55 млрд.долл.(по Версии Ведомостей 65 млрд), как это говорится в статье.
Напомню, ветка «Беркакит-Томмот-Якутск» строится с 80-х годов и проложено там километров 200. Притом, неизвестно, имеет ли смысл строить мост через Лену или оставить паром.
+ Добавим сюда планы РАО РЖД развития скоростного ж/д транспорта на территории Европейской Части России и получим — полную иллюзорность межконтинентального проекта.
Весьма спорны планы развития приливной электроэнергетики. Напомню, в Мурманской области относительно недавно был достроен второй энергоблок на Мезенской губе. И это одна единственная (исправьте, если я ошибаюсь) экспериментальная ПЭС. А тут уж утверждается, что каждая ПЭС (в Тугурской (по другим источникам — в заливе Кука) и Пенжинской губе, каждая из которых будем иметь мощность 10 Гвт, а затем ещё будут экспортировать электроэнергию. Более чем сомнительно, что такое возможно в условиях Дальнего Востока, при том, что потребителей крайне мало, а выгодный экспорт возможен только на расстояние не превышающее 1000-1500 км (хотя в принципе экспорт возможен на 3000 км — в идеальных условиях).
Статья Bloomberg:
http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=20670001&refer=home&sid=a0bsMii8oKXw
Статья в РБК:
http://www.rbcdaily.ru/2007/04/09/industry/271445
Материал на OPEC.ru:
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=62805
Материал на якутском сайте:
http://www.ysia.ru/print.asp?id=190407_25
Информация о пресс-конференции:
http://www.izvestia.ru/media-center/conference889/index.html
Ещё ссылка:
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=135883
Сегодняшняя скептическая статья в Ведомостях:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/04/19/124382
Об истории вопроса — в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2