Анимированная история российских железных дорог

В процессе подготовки поста, посвящённого рижскому арт-нуво (а Рига в этом плане своего рода балтийская жемчужина — около 40% зданий построено в этом стиле, а улицы Альберта и Элизабетс (Елизаветинская) и вовсе представляют собой уникальное архитектурное явление), стал много читать про экономический подъём Риги в конце XIX века.

Рижский арт-нуво можно, с оговорками, назвать результатом соединения виденья будущего мэра города Джорджа (Георгия Ивановича) Армитстэда, чуткого вкуса архитектора Михаила Эйзенштейна (отца киноклассика Сергея Эйзенштейна) и других не менее талантливых творцов, а также (знакомый нам сюжет) экспортной ориентированности экономики Российской империи.

Рига начала 20-го века – это крупнейший и наиболее удобный для экспорта порт на Балтийском море Российской империи. Именно сюда со всей европейской части империи стекаются зерно и лес.

На важность Риги как узла при границе указывает и динамика строительства железных дорог в империи.

Вообще, динамика развития транспортных сетей очень хорошо указывает нам и характер экономических связей России, и приоритеты развития экономики страны.

Например, за последние 20 лет, единственные два вида транспорта, в которых наблюдался существенный рост – это стремительное развитие трубопроводов (опять же, все строящиеся трубы предназначены на обслуживание экспорта) и рост пассажиропотока авиатранспорта.

Собственно, пытаясь вспомнить история развития российских железных дорог и понять место Риги в этом процессе, откопал небольшую флеш-анимацию, которую создал для того, чтобы готовится к курсу лекций по географии транспорта авторства В.Е.Шувалова. Флеш-анимация, безусловно, не безупречно точная, но общие тренды описывает.

Скриншот флеш-анимации истории развития железных дорог России и Ближнего Зарубежья

Скриншот флеш-анимации истории развития железных дорог России и Ближнего Зарубежьяrails_complete

И в анимации четко видно, что после тестовой стадии (Царскосельская ж/д) последовала первостепенная Николаевская ж/д для соединения двух столиц. А вот четвертым (после Пскова) крупным городом была именно Рига. Интересно также отметить и то, что Риго-Динабургская ж/д была построена на ресурсы рижских предпринимателей (т.к. основная магистраль шла на Варшаву (очевидно, из военно-стратегических соображений).

Под катом можно посмотреть флеш-анимацию, а пост об арт-нуво будет в понедельник.

Get Adobe Flash player



LiveJournal

Comments

[…] Кроме красивейшего старого города в Риге есть значительно более новый, но от того не менее красивый культурный слой, связанный с началом XX века. Это огромное количество зданий доходных домов, построенных в стиле Арт-Нуво (Югендстиль). Об экономико-историческом контексте этого жанра применительно к Риге (кстати, обилие красивейших зданий в этом стиле наблюдается и на другой окраине Российской империи — в польской купеческой Лодзи) я писал в прошлой записи. […]

Comments are closed.
Подписаться на ленту Профиль на Фейсбуке Русскоязычный Твиттер ЖЖешечка Наверх!